Банк данных положительного
педагогического опыта МОУ «Ангарский лицей № 2»
Развитие исследовательских навыков учащихся предпрофильного и профильного обучения |
Гладышева Марина Викторовна, учитель истории высшей категории
|
Не существует сколько-нибудь
достоверных тестов на одаренность,
кроме тех, которые проявляются
в результате активного участия
хотя бы в самой маленькой
поисковой работе.
А.Н. Колмолгоров
Любому обществу нужны одаренные люди, и сегодняшняя школа и учителя призваны вовремя создать такие условия, чтобы учащиеся смогли проявить свои способности. В процессе развития в той или иной социальной или профессиональной ситуации человек последовательно самоопределяется в окружающем его пространстве. Не является исключением и ситуация учащегося в учебной деятельности.
Лицей представляет учебное заведение предпрофильного и профильного обучения политехнического направления. Добровольное участие в некоторых формах образовательной деятельности позволяет учащимся выходить на социальный уровень самоопределения. Это - прежде всего, система предметных олимпиад, на которых отслеживается уровень подготовки лицеистов по разным предметам; интеллектуальный марафон; защита экзаменационных работ (в первую же сессию они сдают экзамен по выбору в форме работы с элементами исследования), конкурсы, научно-практические конференции, а также спецкурсы и элективные курсы.
Учащийся свободен в выборе траекторий развития, устанавливает цели своей деятельности, достигает результата. Учителю необходимо грамотно продумать и организовать условия, позволяющие наиболее полную реализацию учащимися творческих способностей. Исследовательскую деятельность предлагается рассматривать как подход, образовательную технологию, развивающую определенные умения и навыки:
- Критическое осмысление материала источников, сопоставление понятий и явлений.
- Четкое и ясное изложение своих мыслей.
- Оформление в соответствии с требованиями научно-исследовательской работы.
- Публичная презентация исследования.
На протяжении двух лет автор работает над темой: «Социализация и осознание своей принадлежности к российской государственности и культуре в условиях компетентностного подхода», целью которой является выделение приоритетного направления в изучении предметов истории, обществознания и права.
|
Интеллектуальный марафон: | Защита исследовательских работ учащихся нового набора: |
2003 – 2 к – право – 133 от 144 история - 105 от 144 | 2003 – 10 от 52 |
2004 – 3 к – право – 121 от 141 история – 125 от 141
2003 – 0 к – история - 48 от 52
2004 – 0 к – история - 41 от 52
| 2004 – 12 от 52 |
|
Имеются многочисленные призеры в муниципальных олимпиадах, Ломоносовских чтениях, Ломоносовских чтениях «Юниор», НПК при АГТА, Региональной НПК «Шаг в будущее», НПК «Диалог культур».
Следовательно, данные предметы содержат необходимую базу для процесса социализации и осознания лицеистами себя гражданами и патриотами России. Тема российской государственности стала приоритетной в выборе реферативных, проблемно-поисковых и исследовательских работ лицеистов («Развитие герба России», «История развития герба России и городов Иркутска и Ангарска», «Дворцовые перевороты», несколько тем посвященных Великой Отечественной войне к 60-летию Победы, «История развития лицея»).
Результатом исследований стали презентации, мультимедийные учебники и пособия, созданные лицеистами («Дворцовые перевороты» - Мингалиев А., «Эпоха Петра Первого» - Шабалдин А., «Военное искусство А. В. Суворова и Ф. Ф. Ушакова» - Орленок И., «Холодная война» - Горьков И., электронные кроссворды).
Исследовательская деятельность обладает большими образовательными возможностями, которые могут служить мощным средством становления конкурентноспособного выпускника.
|
