Банк данных положительного педагогического опыта
МОУ «Ангарский лицей № 2»

Приёмы стимулирования творческой деятельности учащихся на уроках иностранного языка

Зарубина Е.В, учитель высшей квалификационной категории

Учитель английского языка
Обучение ИЯ сегодня предоставляет обширные возможности для развития креативности у детей, т.к. в основу обучения ИЯ положена коммуникативная концепция.
Дети изучают ИЯ, общаясь на нём и постоянно перенося вновь полученные знания в новые ситуации общения => простор для творчества.
Таким образом, познавательная активность на уроках ИЯ осуществляется в ходе творческой деятельности путём решения развивающих задач.
Развитию творческих возможностей детей способствуют и основные принципы, лежащие в основе коммуникативной концепции, а именно: (По утверждению А. О’Нилла, ребёнок сам по себе творческая лаборатория). Кроме того, учителя ИЯ сегодня имеют в своём арсенале огромное количество прекрасных УМК, в том числе, и зарубежных, в которых учитываются детальные требования к содержанию 3-х уровней базового овладения языком (уровень «выживания», «путь к языку», пороговый уровень) – Совет Европы.
Безусловно, обладание даже самым совершенным УМК не решает само по себе всех проблем (и задач), связанных с решением творческих задач, т.к. заданный алгоритм разделов, развивающийся по одной и той же схеме, может вызвать у ребят скуку, снижение интереса к предмету. И тут на помощь должно прийти всё воображение учителя, чему в немалой степени способствует подбор содержания учебного материала УМК «Hotline». В основу УМК положена проектная методика Т.Хатчинсона (автора учебника) и элементы интерактивной методики.
Начну с последней. Интерактивные виды деятельности – это ролевые игры, драматизация и инсценировка, интервью. Ни один урок ИЯ невозможно представить без драматизации и инсценировки, целью которых является формирование навыков и умений лексико-грамматического оформления речевых высказываний в процессе реального или воображаемого коммуникативного взаимодействия.

Примеры:
1) текст «Danger» - драматизация аварийной ситуации.
3 этапа: 1 – авария
2 – госпитализация пострадавших и репортаж с места событий.
3 – посещение пострадавших милиционерами.
4 - оформление, костюмы + повторение темы “На приёме у врача”.
2) Песня “And He Kissed Me”
1-й куплет – дискотека, развёрнутый диалог в танце, прогулка при луне.
2-й куплет – признание в любви.
3-й куплет – знакомство с родителями.
Итог: грамматический анализ песни («Согласование времён»)
Огромным стимулом к развитию творческой активности детей являются интервью, как подготовленные, так и спонтанные. Помимо отработки вопросительных вопросно-ответных форм языка в процессе интервью (взаимодействия) решаются и такие цели, как: Пример: текст «Майкл Джордан». Интервью переросло в пресс-конференцию.
Большим учебно-воспитательным потенциалом обладают ролевые игры, цель которых – активизация монологической и диалогической речи в заданной ситуации общения.
Кроме того, ролевая игра даёт ребёнку возможность проявить себя как личность в процессе общения.
В игре активизируется воображение, память, жизненный опыт, что придаёт процессу общения эмоциональный характер. В ходе ролевой игры дети учатся партнёрству, отрабатывают способы реакции на слова собеседника, перенимают друг у друга понравившиеся выражения и т. п.
Пример:
1) «Брачное агентство», «Служба знакомств» - отработка темы: «Личность. Черты характера», «Внешность»
Этапы: - беседа с брачным агентом 2) «В магазине одежды», « В ателье мод» - тема «Чувство стиля»;
В основе лежит текст для аудирования.
Выбор моделей с учётом особенностей фигуры в зависимости от расцветки ткани, цвета, фасона.
Очень эффективны в плане развития творчества нестандартные формы уроков: урок-телемост (в курсе страноведения), урок-экскурсия («В библиотеке», «На почте»), урок-демонстрация («экология»), урок-провокация («Как пройти?»).
Нельзя так же переоценить значение показа учебных кинофильмов при условии соблюдения обязательных правил. Цель показа – обучение аудированию, создание динамической наглядности в процессе обучения, создание ситуаций общения.
Работа с к/ф проводится в 3 этапа:
  1. Преддемонстрационный (снятие трудностей лексического и грамматического характера, объяснение лингвострановедческих реалий, аутентичных выражений).
  2. Демонстрационный (опорные фразы, тезисы, активная умственная деятельность учащегося, схема сценария, план)
  3. Последемонстрационный (контроль понимания, коммуникативно-ориентированный пересказ, драматизация, ролевое воспроизведение, озвучивание фильма, перенос ситуации в обыденную жизнь).
Деловые игры в условиях профильного обучения играют немаловажную роль, т.к. они моделируют аспекты профессиональной деятельности.
Особенности: Пример – группы экономического профиля.
Деловая игра: 2 фирмы:

1)производители канцтоваров
2)торгово-закупочная фирма

В ходе игры отрабатываются темы: Само собой разумеется, чрезмерное увлечение только творческими видами деятельности целесообразно лишь в том случае, если они работают на результат.
С переходом на новые УМК учащиеся дают достаточно высокие количественные и качественные показатели владения ИЯ, которые подтверждаются результатами экзаменов (лицейских и государственных), контрольных срезов, олимпиад, конкурсов (FSA). Последний интеллектуальный марафон показал, что почти все дети выполняли задачу творческого характера по английскому языку и успешно справились с ними. Кроме того, если сравнивать сегодняшних ребят и ребят, обучавшихся лет пять назад, то становится совершенно очевидно, что уровень владения ИЯ выше. Следовательно, есть надежда, что английский язык из «мёртвого» превратится в «живой» язык – язык международного общения.
 

Hosted by uCoz