Учитель английского языка
Главной функцией библиотеки лицея №2 является информационная поддержка учебного процесса, а отсюда традиционная библиотека перерастает в медиатеку. Это стало возможным при получении Гранта.
В 2003 году наша библиотека участвовала во всероссийском конкурсе школьных библиотек «БиблиОбраз» в номинации «Навигатор».
В настоящее время библиотека имеет компьютеры, ксерокс, компакт-диски, видеокассеты, видеодиски, пакет прикладных программ учебного характера (электронные учебники) и многое другое. Так как лицейская библиотека есть неотъемлемая часть образовательного процесса, она ведет самую разнообразную работу и является одним из главных действующих лиц в реализации миссии и концепции лицея.
- Число читателей составляет 92% от количества учащихся
- Фонд библиотеки 3704 экземпляра
- Учебников 6719
- Периодики – 22 названия
Что же такое медиатека? Медиатека содержит три группы учебных материалов:
- Печатные (книги)
- Аудиовизуальные (группа ТСО)
- Электронные издания и ресурсы, воспроизводимые на компьютере. Включает в себя:
- Библиотеку, с ее фондом, каталогами (в том числе и электронного), доступ в Интернет, а так же ксерокопировальную технику
- Видеотеку – фонд учебных видеозаписей, видеомагнитофон, видеокамеру, телевизор, кабельное соединение с предметными кабинетами, оборудование мест для индивидуальной и групповой работы с видеоинформацией.
- Фонотеку – фонд фоно и магнитных записей, CD-дисков, аппаратура и места для их прослушивания.
- Диатека – фонд диафильмов и диапозитивов (слайдов), аппаратура для их просмотра
Компьютерная рабочая зона
Остановимся несколько более подробно на рассмотрении именно этой зоны, как наиболее необходимой для современного образовательного учереждения, но, в то же время, и дорогостоящей для него.
Здесь формируется дискетотека (фонд компьютерных программ и CD-дисков). Без хорошего фонда, трудно себе представить хорошо развитую систему, которой является медиатека. В этой рабочей зоне находится центральный сервер медиатеки с устройством чтения CD-ROM, локальной связью к школьной сети.
Кроме того, в медиатеке оборудованы места для самостоятельной работы учащихся или учителей на компьютере, заполненном информацией по различным предметным областям.
Программа создания и развития школьного библиотечного медиацентра отвечает постоянно изменяющимся образовательным и индивидуальным потребностям участников педагогического процесса школы.
Существующие потребности учителей достаточно велики:
- Полноценная подготовка к урокам;
- Повышение профессионального уровня;
- Помощь в развитии самостоятельной деятельности их учеников;
- Совместное проведение уроков или других занятий с использованием компьютерных и информационных технологий;
- Создание презентаций на основе имеющихся медиаобъектов;
- Копирование учебных материалов и так далее.
Для учащихся лицея характерны потребности двух видов:
- Связанные с учебной работой
- Индивидуальные потребности.
Перечислю некоторые из них:
- Потребность в чтении книг (электронная школьная библиотека)
- Просмотр и прослушивание видео-, аудиоматериалов, CD-ROM, DVD дисков и др.
- Создание компьютерных или видео презентаций своих выступлений на уроке.
- Приобретение практических умений, связанных с различным использованием технических средств и т.д.
Несмотря на такой длинный список потребностей учащихся, прежде всего они нуждаются в самовыражении, коммуникации и социальной адаптации.
Потребности администрации можно определить достаточно кратко:
- Оперативная связь с вышестоящими организациями;
- Сбор и обработка административной информации для принятия управленческих решений;
- Повышение квалификации.
Миссия библиотечного медиацентра: через эффективную деятельность медиатеки лицея – к качественному образованию, от качественного образования – к качеству жизни (качество жизни – самореализация, досуг, образование, рост квалификации на новом уровне. Основной вид деятельности – образовательный).
Цель создания медиатеки: обслуживание информационных потребностей участников образовательного процесса.
Принцип организации медиатеки: комфортная информационная среда.
Ресурсы медиатеки направлены на насыщение уроков, на проведение лекций с использованием аудио- и видеотехники, компьютеров.
Во время библиотечного урока «Информация вокруг вас» помогаю лицеистам ориентироваться в многообразии информационных ресурсов, выбирать нужное и критически оценивать полученные результаты.
Проанализировать отзывы лицеистов об изменениях в библиотеке, пришла к выводу, что 85% лицеистов приветствуют эти изменения. Им не надо теперь бегать, искать, где можно откопировать материал, набрать текст на компьютере, ведь справочная (очень богатая) литература в читальном зале.
Большим успехом на классных часах пользуется CD энциклопедия этикета К и М с приложениями.
С началом такой работы лицейская библиотека становится зоной повышенного внимания учащихся и учителей.
Обновление библиотечной деятельности влияют на восприятие учителями и учащимися информационных возможностей нашей библиотеки. Они видят, что собранные в одном месте ресурсы позволяют найти информацию быстро и полно. При этом разумно сочетаются традиционные и новые носители информации.
Совместная работа библиотеки и учителей позволяют:
- Наполнить учебные программы новым содержанием;
- Дать дополнительную информацию по предмету;
- Объединить информационные навыки и технологические умения учащихся.
Конфуций сказал: «Путь в тысячу миль начинается с первого шага. Давайте не будем боятся сделать этот шаг».
|