Взаимоотношения «учитель-ученик» - необходимое условие сохранения здоровья участников образовательного взаимодействия
Цель работы лаборатории психологии: создание условий для сохранения психического и соматического здоровья учащихся.
С образованием лицея перед администрацией и психологами возникла необходимость психологизации образовательного процесса.
От Личности Учителя зависело конструктивное решение возникающих в процессе обучения конфликтных ситуаций. Деятельность лаборатории психологии была направлена на поиск новых, более глубинных подходов к взаимоотношениям участников образовательного пространства. Психологи, администрация, учителя продвигались от изучения коммуникативной культуры к гуманистическим отношениям учителей и учащихся, личностному развитию. Экзистенциально- гуманистический подход к жизнедеятельности детей и взрослых отражается в приоритетах работы психологов. С 1998г. по настоящее время лаборатория психологии работает по теме: «Личностный рост участников образовательного взаимодействия в гуманистическом пространстве».
В контексте этой темы разработана программа модульной психологической подготовки педагогического коллектива (лекции, теоретические, практические, обучающие семинары, психолого-педагогические консилиумы, тренинги), реализация которой способствовала личностному развитию участников образовательного процесса, результатом явилось изменение отношения ученика и учителя к своему здоровью, к жизнедеятельности в целом. В рамках программы лаборатория психологии занималась психологическим сопровождением учебно-воспитательного процесса, эмоционального состояния участников образовательного пространства, мониторинга здоровья в течении обучения учащихся в лицее (3-4 года).
Система работы заключалась в следующем:
- для создания благоприятных условий адаптации вновь поступивших в лицей детей психологи начинали работу до начала учебных занятий с коммуникативных тренингов;
- в течение первого полугодия эта работа продолжалась в виде учебных занятий с элементами тренинга;
- одновременно нами проводилась запланированная психодиагностическая работа, результаты которой использовались для консультирования учащихся с целью самопонимания и самоосознания, в консультировании родителей и учителей;
- в начале учебного года по результатам диагностики проводился психолого- педагогический консилиум, главной целью которого являлось позитивное прогнозирование развития личности учащихся. Психологическая служба предоставляла информацию о психологических особенностях учебных групп и отдельных учащихся (их восприятия, учебных стилях, темпераменте и др.), что необходимо было учитывать в учебном процессе для создания ситуации успеха на уроке. В конце года проводился повторный консилиум, на котором рассматривались результаты развития каждого ребенка и группы в целом;
- один раз в два года лаборатория проводила рейтинг учителей с целью получения ответа на вопрос: каково эмоциональное состояние учащихся во время учебного процесса?
Для изучения степени психологической комфортности учащихся нами использовалась методика Андреевой “Эмоциональное отношение учащихся к учению” для оценки уровня тревожности и негативных эмоций у детей на учебных занятиях.
Психологическая служба, получив информацию от детей, решала следующие задачи:
- Важно то, чтобы учитель “увидел” проблему, имел внутреннюю мотивацию для нахождения способов решения, прогнозирования результата своей деятельности, т.е. взял ответственность за происходящее на себя, что способствует развитию у учителей более адекватного и дифференцированного понимания результатов собственной деятельности.
- Учителям предлагались для сравнения данные исследований за несколько учебных лет для анализа педагогической деятельности, тем самым создавались условия для повышения профессионального сознания.
- Мы акцентировали внимание на вопросе конфиденциальности предоставленной учителям информации (это взаимосвязано с п.1).
Очень важно конструктивно преподносить информацию учителю, не обвиняя его, а предлагать как задачу для решения.
С 2000г. на базе нескольких школ города, в том числе лицея №2, осуществлялся проект муниципального эксперимента «Валеологический мониторинг», психологическое сопровождение которого возложено было на психологов школ. Для отслеживания мониторинга предлагалось 9 методик. Как мы организовывали этот процесс?
Работа по данному проекту была органично включена в деятельность лаборатории психологии. В ходе диагностики детей мы сделали все возможное, чтобы тестирование и опросы давали им возможность использовать полученную о себе информацию с целью развития.
В группах, включенных в мониторинг, после тестирования по каждой методике проводились групповые консультации, учащиеся с удовольствием узнавали новое или даже известное о себе. Какие методики вызвали наибольший интерес?
- Методика о состоянии тревожности у подростков.
- Методика по выявлению стрессоустойчивости (при выявлении проблем с состоянием здоровья мы проводили индивидуальные консультации с ребенком, в случае необходимости приглашали родителей для их решения).
- Теппинг-тест позволил учащимся более рационально планировать свой режим дня. При обнаружении утомления или истощения нервной системы ребенка приглашали родителей.
Выводы:
- Деятельность лаборатории психологии лицея № 2 по психологическому сопровождению мониторинга здоровья направлена на создание условий для сохранения психического и соматического здоровья учащихся.
- Вся информация используется нами в психопрофилактической работе с целью создания благоприятных условий для развития личности ребят.
- Считаем необходимым отметить некоторые недостатки в организации психологического сопровождения мониторинга. Осталось неясным, кто же руководил эти процессом на уровне города? Можно предположить, что вследствие этого были допущены искажения в интерпретации авторских методик.
|