Скажи мне, и я забуду.
Покажи мне, и, может быть, я запомню.
Сделай меня соучастником, и я пойму.
Г. Драйден, Д.Вас «Революция в обучении»
Исследовательский подход в обучении - это путь знакомства учащихся с методами научного познания, важное средство формирования у них научного мировоззрения, развития мышления и познавательной самостоятельности.
Для учащихся с высоким умственным потенциалом, которые не находят удовлетворения в традиционных школьных условиях, необходимо создавать новые программы, которые должны отвечать их потребностям:
- в содержании,
- в процессах, через которые она воплощается,
- в обстановке обучения,
- в ожидаемых результатах.
Учитывая желание учащихся обучаться на своем уровне, с опережением, в лицее постоянно совершенствуются подходы к обучению, развитию, воспитанию учащихся.
В рамках реализации лицейской программы «Инициатива. Творчество. Интеллект» разрабатываются элективные курсы для развития исследовательских умений и навыков учащихся. Одной из таких программ является «В помощь начинающему исследователю»
Цель программы:
Дать представление учащимся и учителям об организации исследовательской деятельности, оказать методическую поддержку учителям и учащимся при проведении исследовательских работ, возможности ориентации учащихся в выборе профильного обучения.
Задачи:
- познакомить учащихся и учителей с этапами, методологией, оформлением и представлением результатов в ходе процедуры защиты исследовательской работы;
- развивать интеллектуальные способности учащихся;
- развивать у учащихся самостоятельность и способность к самоорганизации в процессе выполнения работы;
- развивать такие жизненно важные качества как толерантность, коммуникативность, ответственность, веру в себя;
- помочь учащимся в выборе профиля обучения.
В лицее сложилась определенная структура взаимодействия участников образовательного процесса в исследовательской деятельности.
Администрация и НМС:
- Создание и оснащение компьютерной лаборатории;
- Обучение учителей;
- Обобщение опыта работы в исследовательской деятельности в ЭМЛ;
- Выступление учителей по обмену опыта на конференциях разного уровня.
Предметные ЭМЛ:
- Организация деятельности внутри лаборатории по развитию проектной, экспериментальной деятельности;
- Выход на уроки исследовательского уровня.
Общество молодых исследователей:
- Передача традиций лицея;
- Презентация дипломных исследовательских работ;
- Молодежное жюри на лицейских стендовых защитах.
Классные руководители:
- Установление соответствия результативности в олимпиадах, исследовательской деятельности и выбора профессии.
Лаборатория психологии:
- Разработка системы диагностики по развитию исследовательского компонента учителя и ученика
- Психолого-педагогическое сопровождение в исследовательской деятельности
Библиотека:
- Научить учащихся приобретать новые знания, используя многообразие информационных ресурсов: печать; аудио и видеоматериалы; электронные сети.
- Оказание методической поддержки учителю и учащимся нового набора при оформлении исследовательских работ
Родители:
- Оказание помощи в выборе профиля обучения.
- Материальная поддержка для участия в конференциях
ВУЗы:
- результативность совместных творческих контактов
Учащимся, занимающимся исследовательской деятельностью необходимо:
- Самостоятельно выбрать предмет и область исследования;
- Показать знания внешкольной программы;
- Проявить доступную эрудированность в области исследования;
- Показать умения:
- формулировать тему (её актуальность), цель и задачи исследования, выдвигать гипотезу;
- устанавливать межпредметные связи;
- систематизировать и анализировать информацию, полученную из разных источников;
- обобщать факты и явления
- проводить эксперимент и уметь описывать его;
- делать выводы, используя сравнительную оценку изучаемых фактов, явлений и событий;
- выработать суждения и сделать умозаключения;
- готовить тексты, макеты, схемы, чертежи для иллюстрации результатов исследования.
Новые подходы в исследовательской деятельности: творческая атмосфера в коллективе, новая форма защиты исследовательской работы, молодёжное жюри, совместная деятельность родителей и учащихся, наглядность, предзащита работ, защита работ в АГТА, спецкурс «Юный исследователь», презентация Портфолио, развитие ключевых компетентностей: ответственности, веры в себя, толерантности, коммуникативности.
Проблемы в исследовательской деятельности: недостаток времени для систематической работы; пропуски занятий при подготовке к научным конференциям; трудности в восполнении учебного материала; уровень исследовательской компетентности учителей - руководителей научных работ. Сегодня далеко не каждый педагог профессионально готов к принятию метода исследовательских проектов.
Перспективы исследовательской деятельности:
Разработать индивидуальный учебный график для каждого учащегося, занимающегося исследовательской работой. Необходима оперативная помощь учителей – предметников, моральная и материальная поддержка педагогов, занимающихся данным видом деятельности. Обучение учителей компонентам научного образования в школе возможно на базе лагеря «Юность».
На всех этапах подготовки исследовательской работы учитель выступает в роли консультанта и помощника, а не эксперта. При этом акцент обучения в ходе работы делается не на содержание умения как самоцель, а на процессе применения имеющихся знаний. Меняется и роль учащихся в учении: они выступают активными участниками процесса. При этом неизбежно происходит развитие конструктивного критического мышления, которому трудно научить при обычной «урочной» форме обучения. У учащихся вырабатывается свой собственный аналитический взгляд на информацию. От включения учащихся в «добывание знаний» и их логическое применение происходит развитие личностных качеств, мотивация, рефлексия и самооценка, обучение выбору и осмысление, как последствий данного выбора, так и результатов собственной деятельности.
|