Банк данных положительного педагогического опыта
МОУ «Ангарский лицей № 2»

Развитие общеучебных умений на уроках английского языка

Старостина М.С., учитель английского языка высшей категории
В процессе обучения тому или иному учебному предмету происходит не только передача определенной суммы информации от учителя к ученику. Очень важным является (на деле) приобретение учащимися некоего инструмента, с помощью, которого, получение знаний становится результативным. Иначе говоря, учитель обучает его основным общеучебным умениям: Целью автора является показать, какие методы и формы работы можно использовать на уроках английского языка для развития некоторых общеучебных умений, чтобы процесс обучения и овладения знаниями был осознанным и эффективным. В процессе обучения тому или иному учебному предмету происходит не только передача определенной суммы информации от учителя к ученику. Очень важным является (на деле) приобретение учащимися некоего инструмента, с помощью, которого, получение знаний становится результативным. Иначе говоря, учитель обучает его основным общеучебным умениям: Целью автора является показать, какие методы и формы работы можно использовать на уроках английского языка для развития некоторых общеучебных умений, чтобы процесс обучения и овладения знаниями был осознанным и эффективным.
Одно из управленческих умений – владение различными средствами самоконтроля с учетом специфики изучаемого предмета и самостоятельное оценивание своей учебной деятельности посредством сравнения с деятельностью других учеников, с собственной деятельностью в прошлом, с установленными нормами.
Развить эти умения помогает использование Learning Diary (учебного дневника), который предполагается заполнить по окончанию каждого раздела, ответить на вопросы: «Что изучили ?», «На сколько хорошо усвоили новый материал ?», «Есть ли что-то непонятное, над чем следует поработать ?», «Программа моих действий».
Выставляются результаты выполненного задания по самопроверке (Selfeheek). Такая работа помогает и учителю наметить индивидуальную программу действий по устранению пробелов в знаниях. Кроме того, перед тем, как приступить к работе над очередным разделом, внимание учащихся ориентируется на том названном учебном анонсе (Learning preview), где рассматривается та или иная проблема изучения иностранного языка, например: запоминание слов, работа со словарем, много грамматических ошибок, трудно говорить и выражать мысли на другом языке и т.д. Учащимся предлагается поработать в группах, обсудить проблему и дать свои способы решения или советы. По окончанию раздела ученик в своем дневнике должен ответить на вопросы: - «Следовал ли он сам своим советам ?»
- «Насколько они эффективны ?»
Основное внимание мы уделяем учебно-информационным умениям, особенно умению работать с письменным текстом , т.к. как текст для лингвистов , это не только информация о чем-либо, это инструмент, с помощью которого, развиваются все речевые умения.
Задача учителя иностранного языка – научить ученика пользоваться четырьмя видами чтения: просмотровым, ознакомительным, изучающими и поисковыми. Существует целая система предтекстовых, текстовых и послетекстовых упражнений, направленных на развитие (этих видов чтения) умений бегло читать, анализировать, сканировать прочитанное, умение составлять различные планы, таблицы, тезисы, аннотации и т.д. Например упражнения на опознавание и дифферентацию грамматических явлений (грамматический анализ), языковую догадку, прогнозирование содержания читаемого, на проверку понимания фактического содержания текста, контроль понимания содержания прочитанного, и на общее восприятие текста, на развитие умения выражать оценочное суждение о прочитанном и т.д.
При обучении грамматике задействованы различные учебно-логические умения. Грамматические явления не даются в готовом виде, а изучаются путем системного анализа и сравнения языкового материала самостоятельно выводят правила. Например, предлагается наитии в тексте предложения, вставить пропущенные глаголы, ответить на вопросы: «В чем разница между ними; (почему) когда используется та или иная форма, как образуется вопрос и отрицание и т.д. На основе выводов, заполняется план-схема грамматического правила.
Любое глагольное время изучается на основе сравнения, нахождения сходства и различия (определенных) форм, использование в речи, структурных изменений. В результате такой деятельности учащийся должен понимать связи и отношения между различными временами и уметь четко выделять признаки видо-временных форм. Обобщение материала проводится с использованием таблиц, схем, речевых ситуаций и завершается выполнением текста.
В работе над расширением словарного запаса учащихся, словообразованием очень важно развивать умение осуществлять классификацию и определение понятий. Намного легче запомнить новые слова, если их объединять в группы по определенным признакам и уметь давать определения значениям. Кроме того, учащимся предлагаются задания, такие как: подбор синонимов, антонимов к словам дифференциация глаголов общения по видам речевой деятельности, составление фразеологизмов сравнения, соотнесение части и целого, образование новых слов и т.д. Выбор таких заданий очень велик и как правило, их выполнение вызывает большой интерес у учащихся.
Надо сказать, запоминание происходит легче, если семантизация (введение) новой лексики происходит с использованием языковой догадки (интернациональные слова, словообразовательные элементы, звукоподражание, контекст) и методы фонетических ассоциаций.
Reading Понимание практического содержания текста. Развитие речевой догадки В процессе обучения тому или иному учебному предмету происходит не только передача определенной суммы информации от учителя к ученику. Очень важным является (на деле) приобретение учащимися некоего инструмента, с помощью, которого, получение знаний становится результативным. Иначе говоря, учитель обучает его основным общеучебным умениям: Целью автора является показать, какие методы и формы работы можно использовать на уроках английского языка для развития некоторых общеучебных умений, чтобы процесс обучения и овладения знаниями был осознанным и эффективным.
Одно из управленческих умений – владение различными средствами самоконтроля с учетом специфики изучаемого предмета и самостоятельное оценивание своей учебной деятельности посредством сравнения с деятельностью других учеников, с собственной деятельностью в прошлом, с установленными нормами.
Развить эти умения помогает использование Learning Diary (учебного дневника), который предполагается заполнить по окончанию каждого раздела, ответить на вопросы: «Что изучили ?», «На сколько хорошо усвоили новый материал ?», «Есть ли что-то непонятное, над чем следует поработать ?», «Программа моих действий».
Выставляются результаты выполненного задания по самопроверке (Selfeheek). Такая работа помогает и учителю наметить индивидуальную программу действий по устранению пробелов в знаниях. Кроме того, перед тем, как приступить к работе над очередным разделом, внимание учащихся ориентируется на том названном учебном анонсе (Learning preview), где рассматривается та или иная проблема изучения иностранного языка, например: запоминание слов, работа со словарем, много грамматических ошибок, трудно говорить и выражать мысли на другом языке и т.д. Учащимся предлагается поработать в группах, обсудить проблему и дать свои способы решения или советы. По окончанию раздела ученик в своем дневнике должен ответить на вопросы: - «Следовал ли он сам своим советам ?»
- «Насколько они эффективны ?»
Основное внимание мы уделяем учебно-информационным умениям, особенно умению работать с письменным текстом , т.к. как текст для лингвистов , это не только информация о чем-либо, это инструмент, с помощью которого, развиваются все речевые умения.
Задача учителя иностранного языка – научить ученика пользоваться четырьмя видами чтения: просмотровым, ознакомительным, изучающими и поисковыми. Существует целая система предтекстовых, текстовых и послетекстовых упражнений, направленных на развитие (этих видов чтения) умений бегло читать, анализировать, сканировать прочитанное, умение составлять различные планы, таблицы, тезисы, аннотации и т.д. Например упражнения на опознавание и дифферентацию грамматических явлений (грамматический анализ), языковую догадку, прогнозирование содержания читаемого, на проверку понимания фактического содержания текста, контроль понимания содержания прочитанного, и на общее восприятие текста, на развитие умения выражать оценочное суждение о прочитанном и т.д.
При обучении грамматике задействованы различные учебно-логические умения. Грамматические явления не даются в готовом виде, а изучаются путем системного анализа и сравнения языкового материала самостоятельно выводят правила. Например, предлагается наитии в тексте предложения, вставить пропущенные глаголы, ответить на вопросы: «В чем разница между ними; (почему) когда используется та или иная форма, как образуется вопрос и отрицание и т.д. На основе выводов, заполняется план-схема грамматического правила. Любое глагольное время изучается на основе сравнения, нахождения сходства и различия (определенных) форм, использование в речи, структурных изменений. В результате такой деятельности учащийся должен понимать связи и отношения между различными временами и уметь четко выделять признаки видо-временных форм. Обобщение материала проводится с использованием таблиц, схем, речевых ситуаций и завершается выполнением текста.
В работе над расширением словарного запаса учащихся, словообразованием очень важно развивать умение осуществлять классификацию и определение понятий. Намного легче запомнить новые слова, если их объединять в группы по определенным признакам и уметь давать определения значениям. Кроме того, учащимся предлагаются задания, такие как: подбор синонимов, антонимов к словам дифференциация глаголов общения по видам речевой деятельности, составление фразеологизмов сравнения, соотнесение части и целого, образование новых слов и т.д. Выбор таких заданий очень велик и как правило, их выполнение вызывает большой интерес у учащихся.
Надо сказать, запоминание происходит легче, если семантизация (введение) новой лексики происходит с использованием языковой догадки (интернациональные слова, словообразовательные элементы, звукоподражание, контекст) и методы фонетических ассоциаций.
Reading Понимание практического содержания текста. Развитие речевой догадки

 

Hosted by uCoz