Банк данных положительного педагогического опыта
МОУ «Ангарский лицей № 2».

Использование мнемонических приёмов на уроках русского языка

Фролова В.А. – учитель русского языка

Умение оптимально использовать ресурсы памяти – одно из важнейших учебных умений, а в рамках заявленной дисциплины – один из факторов, определяющих уровень грамотности, поэтому учителю важно знать и учитывать в работе психологию памяти.
Наша память, как известно, обладает целым рядом свойств. Благодаря памяти мы многое помним и столь же многое забываем. Каждый человек борется с забывчивостью своими способами: кто записывает то, что необходимо запомнить, кто ставит крестики на руках, а кто и узелки на память завязывает. А что делать, если забывается изученный материал? К.Д. Ушинский советовал: «Понимающий природу памяти будет беспрестанно прибегать к повторениям, и не для того, чтобы починить развалившееся, но для того, чтобы укрепить здание и навести на нем новый этаж». Беспрестанно повторять? Сколько необходимо повторений в день для оптимального запоминания? Экспериментальным путём доказано, что наилучшее сохранение материала наблюдается при наименьшем (двукратном) повторении. Не стоит просить ученика повторять 4 или 8 раз!
Изучая психологические особенности памяти, прихожу к выводу о целесообразности блоковой подачи изучаемого материала (использования технологии модульного обучения) в преподавании предмета, так как при дроблении материала в памяти остается то, что вызвало наиболее сильные ассоциации; если же ассоциативные связи равны, запомнится то, что изучалось первым (закон Йоста). На результативность запоминания влияют индивидуальные анатомические особенности, характер материала (содержание и форма преподнесения), отношение к воспроизводимому материалу. Почему ученица, путающая героев классических романов, легко перечисляет имена кинозвёзд и может охарактеризовать образы, которые они создали? Должно быть, причина в увлечённости, заинтересованности.
А какие взаимоотношения памяти и интереса? Самые тесные. Г. Эббингауз, известный исследователь в области памяти, писал: «То, чем человек особенно интересуется, он запоминает без особого труда; все же остальное забывается с поразительной легкостью...»
Легко и интересно запомнить материал позволяет мнемотехника – совокупность приемов и способов, облегчающих хранение, кодирование, воспроизведение информации из памяти. На сегодняшний день разработано множество мнемонических методов: рифмовка (этот способ часто используется в рекламе), метод аббривиатур, ключевых слов, ассоциативных цепочек, система запоминания «Джордано» - самая развитая и практичная система запоминания, созданная в 1990 году. Все они направлены на запоминание логически связанной информации (номера телефонов, адреса, имена, даты, тексты, лекции, доклады).
Нас интересуют методы, позволяющие запомнить правописание слов:
  1. метод построения сюжетной линии (его описывает в своей работе Л.И.Новикова «Сумасшедший цыган, или Узелки на память»: «Цыган на цыпочках сидит и „цыц“ цыпленку говорит» (в этом простом предложении, которое сразу врезается в память, содержатся четыре слова, в которых после буквы «ц» пишется буква «ы»);
  2. метод рифмовок:
    В детской сказке колобок
    По траве катиться мог
    Без носков и без чулок,
    Без ботинок и сапог.
    Учащиеся с удовольствием придумывают рифмовки сами.
  3. метод эмоционального воздействия (разрешите ребёнку «поиграть» со словом: записать его, медленно выводя каждую букву, представить его объёмным, назвать его голосом, приятным на слух, окрасить его в цвет). Так, учащийся представил написание удвоенной Л в слове идиллия в виде держащихся за руки родителей: мир в семье, мир в душе – идиЛЛия в отношениях;
  4. этимологический метод: слово вИнегрет пишем с И, так как раньше этот салат заправляли винным уксусом;
  5. метод написания в слове запоминаемой буквы по аналогии с внешним видом самого предмета:


  6. метод фраз-ассоциаций: например, ошибок в написании слова интЕЛЛИгент позволяет избежать вопрос «ЕЛ ЛИ интЕЛЛИгент?»;
  7. метод проблемных вопросов «Почему слова мужЧИНа и женЩИНа так пишутся?» Дайте шутливый ответ: «Что интересует мужчину? ЧИН! А женщину? ЩИ!»;
  8. метод, опирающийся на жесты, описывает Л.Р.Готлиб: «Столкнувшись со словом искуССтво, подними руку со знаком V, что означает «победа», и пиши две СС во втором случае». Знание и учёт особенностей памяти, использование мнемонических приёмов способствует более прочному усвоению программного материала, повышению орфографической зоркости, развитию творческих способностей, позволяет снять напряжение на уроке, является средством релаксации.
Используемая литература
  1. Адрес в Интернете: http://psy.kemcity.ru
  2. Адрес в Интернете: www.elitarium.ru
  3. Гиппенрейтер Ю. В., Романова. В. Я. , Хрестоматия по общей психологии. Психология памяти, Москва, 1979 г.
  4. Лайло В.В., Развитие памяти и повышение грамотности, Москва, издательство «Дрофа», 2000 г.
  5. Ломонов К. Н., Лев Толстой, Очерк жизни и творчества, Москва, 1984 г.
  6. Надель-Червинская М.А., Червинский П.П., Большой толковый словарь иностранных слов, Ростов-на-Дону, издательство «Феникс», 1995 г.
  7. Ожегов С. И., Шведова Н.Ю., Толковый словарь русского языка, Москва, 2001 г.
  8. Розенталь Д. Э., Голуб И. Б., Теленкова М. А., Современный русский язык, Москва, 2001 г., издательство «Рольф».
  9. Ткаченко Н. Г., Тесты по грамматике русского языка, Москва, издательство «Рольф», 2001 г.

 

Hosted by uCoz