Банк данных положительного педагогического опыта
МОУ «ЦО №8»

Применение блочно-модульной технологии на уроках химии

Канцева Анна Андреевна, учитель химии высшей квалификационной категории


Ситуация, складывающаяся в современной педагогике, напоминает сюжет русской народной сказки о репке. Также как и «репку» тяжело вытащить только усилиями «деда с бабкой» так и эффективность процесса обучения трудно обеспечить классическими и отдельными методами. Необходима взаимосвязь различных методов обучения, их взаимодополнение.
Поиск путей совершенствования учебного процесса приводит к разработке различных педагогических технологий, к которым относится и модульное обучение – такая организация процесса учения, при которой учащийся работает с учебной программой, состоящей из модулей.
Целью данной программы является индивидуализация и дифференциация учебно-воспитательного процесса Исходя из цели, задачами являются:
  1. Формирование системы химических знаний, как компонента естественно - научных знаний об окружающем мире и его законах.
  2. Уровневое формирование знаний, умений, навыков учащихся.
  3. Развитие умений наблюдать и объяснять химические явления в лаборатории, в природе, в повседневной жизни, а также развитие умений сравнивать, делать обобщения, самостоятельно применять и углублять свои знания.
  4. Воспитание потребности в труде, творческой деятельности, в приобретении новых знаний.
  5. Воспитание всесторонне развитой личности, которое предполагает нравственное совершенствование учащихся, экологически целесообразного поведения и рационального природопользования.
  6. Сбережение ресурсов физического и психического здоровья учителя и учащихся.
Процесс модульного обучения состоит из нескольких этапов:
  1. « Блок входа» (установочный урок)- осуществляется актуализирующий контроль, входное тестирование, диагностический анализ и предварительная оценка способностей учащегося. Тестовые задания предполагают актуализацию тех опорных знаний, которые необходимы для усвоения содержания данного блок-модуля. Наряду с этим тест снабжен соответствующим указателем , отсылающим учащихся к тому учебному материалу, знание которого нужно для успешного выполнения данного теста.
  2. «Теоретический блок» - представляет собой лекцию, построенную с учетом возрастных особенностей учащегося. Главная задача лекции - вызвать интерес к материалу, возбудить творческую мысль, а не свести все к сообщению готовых научных истин, которые следует понять и запомнить. На этом этапе проводится диагностика усвоения теоретических понятий, и переход к следующему этапу возможен только при 70% по объему усвоения знаний, понятий, т.к. он полностью посвящен самостоятельной учебной деятельности учащихся в различных ее формах. Учащийся с помощью учителя определяет необходимый ему уровень сложности усвоения знаний. Успех применения модульных программ во многом зависит от качественного содержания учебных элементов (У.Э), т. к. именно с этими учебными элементами ученик работает непосредственно. И первым требованием является разнообразие учебных элементов, предлагаемых ученику: тестовый, табличный, иллюстративный, словесный, игровой, смешанный и др.
  3. Этап формирование экспериментальных умений и навыков по изученной теме в форме лабораторного практикума.
  4. Этап углубление и развитие знаний учащихся на уроках по решению задач.
  5. Этап – обобщающий урок (урок систематизации знаний и умений).
  6. .Этап проверка усвоения учебного материала. При контроле ЗУН задания составляются на три уровня: репродуктивный, репродуктивно - алгоритмический, творческий.
  7. Этап – коррекция знаний. Конструирование коррекционного инструментария осуществляется на основе выявления причины и источников в области незнания-непонимания-неумения.
Идеи и принципы технологии блочно-модульного обучения требуют адекватной системы контроля и оценки учебных достижений учащихся, поэтому критерием отслеживания результатов работы выбрана рейтинговая система. Содержание рейтинговой системы контроля в каждом блоке сводится к следующему:
  1. разработка системы требований к уровням усвоения по каждому блоку.
  2. с учетом разработанных требований к уровням проектируются системы самостоятельных и контрольных работ по каждому блоку. Для отслеживания результатов учебных достижений учащихся используется метод наблюдений и мониторинг, на основании которых составляются диагностические карты.
Сущность модульного обучения состоит в том, что учащийся самостоятельно достигает конкретных целей в процессе с модулями. Особенности (новизна) данной технологии позволяют:
  • Моделировать диагностируемый конечный результат.
  • Достигать прогнозируемый результат в заранее определенные сроки, с заранее определенным уровнем затрат ресурсов физического и психического здоровья учителя и учащихся.
  • Гарантирует освоение ее любым учителем и любым учащимся с условием обязательного следования теории деятельного подхода в обучении.
  • Структурировать учебного материала по модулям, в результате чего обучение характеризуется: а) опережающим изучением теоретического материала, укрупненными блоками-модулями; б) алгоритмизацией учебной деятельности; г) завершенностью и согласованностью циклов познания и других видов деятельности. Благодаря этому становится возможной синхронизация изучения отдельных тем и цикличность учебной деятельности учащегося, чего достаточно сложно достичь при традиционных методах обучения.
    Используется новое опережающее изучение теории с обязательным движением по схеме: всеобщее - общее- единичное.
    Изучение химии предлагается начать не с традиционного изучения основ микроуровней веществ, а с изучения составляющих веществ, в следующей последовательности: атом- молекула- вещество - химические реакции- свойства неорганических соединений, их взаимосвязь.
    В качестве конечных результатов учебно – воспитательного процесса предполагается развитие познавательных, социальных, коммуникативных и профессионально направленных способностей личности, сформированность у каждого ученика необходимых общеучебных умений и навыков самообразования, а также сформированность функциональной грамотности.
    Сравнивались два класса: экспериментальный и контрольный
    Показатели сравнения - уровень сформированности мыслительных операций и приемов: анализ, сравнение, обобщение, рефлексия.
    Вывод: действия анализа у учащихся экспериментального класса в конце года выше, чем у контрольного в 1,6 раза; сравнение - в 1,9 раза; обобщение – в 1,5 раза, рефлексия – в 1,5 раза; качество химических знаний – в 1,9 раза.
    В экспериментальном классе в 3,3 раза больше учащихся к концу года находятся на творческом уровне.
    Работая по блочно – модульной технологии, можно сделать вывод - дети экспериментальных классов заметно выделяются на фоне остальных по уровню сформированности учебной деятельности и своим личным качествам, таким, как стремление учиться лучше, интерес к творческим заданиям, к исследовательским поискам.
    Опыт показал , что результативность развивающей функции учебного процесса существенно повышается при освоении принципиально иной формы познавательной деятельности – синтез через анализ . Использование методического приема « двойная подача учебного материала», основанного на вариативной и организационной и содержательной основе, позволяет довести до глубокого и осознанного усвоения даже самый сложный программный материал.
    По разному оценивают учащиеся и факторы, влияющие на успешность формирования их учебной деятельности. Оценка собственных способностей у учащихся экспериментального класса в 2,3 раза превышает этот показатель в контрольном классе. Это, вероятнее всего, потому, что сформированная рефлексия позволяет глубже видеть и осознавать причины своих успехов и неудач.
     

    Hosted by uCoz