Банк данных положительного педагогического опыта
МОУ «ЦО №8»

Применение блочно-модульной технологии на уроках химии

Карсакова Елена Геннадьевна, учитель начальных классов первой квалификационной категории.


  1. Методическое обоснование и тематическая разработка курсов групповых занятий:
    • интегрированный курс «Преодоление учебных трудностей»;
    • курс углубленного изучения русского языка «Детское речевое творчество»;
    • курс углубленного изучения математики «Логика и смекалка».
  2. Комплексный подход при формировании групп для индивидуальных занятий:
    • уровень усвоения программного материала;
    • уровень развития психических процессов;
    • уровень сформированности ОУУН;
    • освоенные способы учебной деятельности;
    • проявления индивидуальных склонностей и способностей.
  3. Практическая значимость каждого курса заключается в следующем:
    • содействие интеллектуальному и творческому развитию через свободное детское творчество;
    • эмоциональное развитие через воспитание уверенности в себе, в своих силах, через желание работать самостоятельно;
    • повышение уровня общей образованности через целенаправленное развитие системно-диалектического мышления;
    • развитие памяти, внимания, мышления, процессов самоконтроля и саморегуляции через систему соответствующих упражнений;
    • формирование «умения учиться», т. е. обучение универсальным способам получения и применения знаний, иначе говоря, формирование ОУУН

Курсы индивидуальных и групповых занятий В педагогической деятельности каждого учителя возникают проблемы, вызванные индивидуальными особенностями детей класса. Для решения этих проблем учителя часто используют индивидуальный и дифференцированный подход, групповые формы работы. Мы предлагаем использовать одну из наиболее успешных форму работы, позволяющую максимально раскрыть способности каждого ребенка – групповая работа по курсам углубленного изучения предмета и интегрированному курсу преодоления учебных трудностей.
25-30 учеников, собранные вместе повозрастному принципу не могут равномерно продвигаться вперед с одинаковой степенью успешности. Выделение двух традиционных групп – «сильных» и «слабых» учащихся и традиционные формы работы с ними – дополнительные занятия, состоящие из повторения разъяснения – часто бывают малоэффективны.
Мы предлагаем применить комплексный подход в оценке личностных способностей ребенка и, руководствуясь результатами такого похода, формировать группы учащихся со схожими склонностями и способностями или же, напротив, испытывающие одинаковые трудности. Такой подход возможен только в случае серьезного, полноценного участия родителей и постоянного, ежедневного сотрудничества с психологической службой. Роль психолога не сводится к формальному тестированию в начале и конце учебного года, психолог постоянно наблюдает детей, консультирует педагога и родителей. Участие родителей так же необходимо, поскольку без их подлинной заинтересованности невозможно достичь значительных успехов. Именно родители могут и должны оценить способности и склонности ребенка, проявляемые вне школы. Такой комплексный подход может быть отражен в схеме:
Уровень овладения
ОУУН
Наблюдения учителя
 
Результаты
ГИТ
Тестирование психологом
 
РЕБЕНОК
 
Уровень сформированности
ЗУН
Результаты контрольных работ
 
Склонности и способности
Анкетирование родителей
 
Особенности характера, темперамента, типа мышления и др.
Наблюдения
родителей, психолога, учителей
 


По результатам такого комплексного подхода мы предлагаем один из способов комплектования групп для индивидуальных занятий.
Уровень А - группа успешно обучающихся детей

(легко справляются с заданиями контрольных работ; способ деятельности – творческий, способны к радикальным и новаторским решениям; освоили ОУУН; уровень развития психических процессов – в норме и выше; большая часть способностей – универсальная, т. е. дети проявляют себя в разных областях) Таких детей в классе обычно немного – 1-3 ученика.
Уровень Б - группа стабильно обучающихся детей

(дети выполняют задания контрольных работ на 4 и5 способ деятельности - частично-поисковый: дети интерпретируют знания, применяют ЗУН в частично измененной ситуации; освоили большую часть ОУУН, соответствующих возрасту; уровень развития психических процессов в норме; часто проявляют склонности в одной области) Эти дети составляют «золотую» середину класса.
Уровень В - резервная группа

(дети выполняют задания контрольных работ на 4, иногда ниже, иногда выше; ОУУН находятся на стадии формирования; развитие большинства психических процессов – в норме; способ деятельности – репродуктивный (запоминает, объясняет) и частично-поисковый (воспроизводит материал в частично-измененной ситуации) Дети этой группы часто испытывают трудности с одним предметом
Уровень Г - группа детей с проблемами в обучении

(дети часто выполняют контрольные работы на 3; большая часть ОУУН формируются, некоторые несформированы; уровень развития психических процессов – в норме или ниже нормы; способ деятельности - репродуктивный (запоминает, воспроизводит, частично интерпретирует, объясняет)
Уровень Д - дети, отстающие в обучении

(слабо справляются заданиями контрольных работ; ОУУН несформированы; развитие психических процессов – ниже нормы; способ деятельности - репродуктивный (запоминает, воспроизводит по образцу) Такие дети требуют постоянной педагогической поддержки.

Предлагаемый подход может быть представлен в виде таблицы:

уровень Уровень усвоения программного материала результаты контрольных работ уровень развития психических процессов результаты тестирования уровень сформировнности ОУУН Способ деятельности проявление склонностей, способностей
  100-90 % ( 5 или 4) норма и выше сформированы системный универсальные
  90-80 % ( 4 или 5) норма в большинстве сформированы частично- поисковый одна область
  80-70 % ( 4) норма частично сформированы репродуктивный, иногда частично-поисковый один предмет
  70-60 % ( 4 или 3) норма или незначительно ниже на стадии формирования репродуктивный узко направленные
  60-50 % ( 3 или 2) ниже нормы не сформированы репродуктивный не связаны с интеллектуальной деятельностью
Совершенно очевидно, что каждая из этих групп требует особого подхода в обучении:
Уровень А – задания повышенной сложности, требующие нестандартного решения.
Уровень Б – расширение диапазона знаний.
(Эти две группы ведут работу с материалом большей сложности, требующим умения применять знания в незнакомой ситуации и умения творчески подходить к решению учебных задач.)
Уровень В – коррекция знаний по определенному направлению (область, предмет, тема).
(Эта группа учащихся должна привлекаться к выполнению творческих заданий, но с определенной долей помощи со стороны учителя или сильных учеников)
Уровень Г – формирование ОУУН, развитие психических процессов.
Уровень Д – комплексная коррекционная деятельность учителя, психолога, возможно, врача.
(Последние группы учащихся требуют точного ограничения учебной задачи, большего количества тренировочных работ, дополнительных разъяснений).
В силу того, что любой класс неоднороден по своему составу, учителю сложно найти подход к каждому ученику. Мы предлагаем ввести групповую форму обучения в рамках курсов индивидуальной работы по двум направлениям: углубленное изучение предмета и коррекционная работа.

Каждый из указанных курсов призван решить следующие задачи:


Курс коррекции программного материала
по русскому языку и математике
«Преодоление учебных трудностей
Основой данного курса стали работы:
Предлагаемый курс интегрированный и направлен на преодоление затруднений в усвоении программного материала по русскому языку и математике. Мы рекомендуем посещать данные занятия детям уровня Д, Г и уровня В если в этом есть необходимость. В целом, группы детей посещающих курс подвижны и комплектуются на каждое занятие в зависимости от диагностик, тестирования, результатов контрольных работ, наблюдений на уроках, возможностей ребенка и пожеланий родителей.
Основной целью данного курса является формирование желания и умения учиться самостоятельно. Для осуществления столь серьезной цели мы предлагаем рассмотреть курс с трех позиций:

Учебные задачи курса

Поскольку данный курс направлен на ликвидацию существующих пробелов в усвоении учебного материала, то для решения собственно учебных задач мы предлагаем руководствоваться программными требованиями по предмету:
Психологический аспект в реализации курса

Психологические причины, вызывающие отставание в обучении, многообразны и находятся в сложной взаимосвязи. Необходимо учитывать, что в основе одной и той же трудности в учебной работе могут лежать различные психологические причины, а в основе разных трудностей - одна и та же причина. Основные проявления трудностей, которые испытывают школьники при их обучении и их психологические причины систематизированы Н. П. Локаловой следующим образом:
Формирование базовых ОУУН

Одной из основных задач данного курса мы считаем формирование таких умений, навыков и способов деятельности, которые ребенок применит в столь разных областях знаний как математика и русский язык. По этой причине мы предлагаем вести этот курс интегрировано: знания, которые дети получат на одном занятии, применены на другом, но в совершенно иной области. Итак, данный курс призван формировать следующие ОУУН:
часы предмет тема занятия формирование понятийного аппарата работа над развитием психических процессов формирование базовых ОУУН
1-2 2 ч. Русский язык Учимся строить предложение Слово
Предложение
Нумерация чисел до 100
Способность запоминать ряд связанных между собой объектов Умение четко и точно передавать мысль
Математика Счет прямой и обратный
5-6 2 ч. Русский язык Учимся описывать предмет Названия геометрических фигур, тел Способность быстро переключать внимание Умение выражать мысль сжато
Математика Геометрические фигуры
7-8 2 ч. Русский язык Какими словами можно передать цвет Названия цветов Способность быстро удерживать внимание на одном объекте Умение выражать мысль сжато Умение находить и исправлять ошибки
Математика Форма, цвет, размер
9-10 2 ч. Русский язык Слова друзья и враги Категории противоположности Способы тренировки зрительной памяти Умение пользоваться схемой
Математика Отношения «больше» и «меньше»
11-12 2 ч. Русский язык Звуки и буквы Звуки речевые и неречевые «больше-меньше» «равно-неравно» Способы тренировки слуховой памяти Умение сравнивать свою работу с образцом
Математика Сравнение геометрических фигур
13-14 2 ч. Русский язык Фонетическая характеристика гласных Гласные звуки «больше на…» «меньше на…» Умение устанавливать взаимосвязи Умение пользоваться опорными словами
Математика Разностное сравнение чисел
15-16 2 ч. Русский язык Фонетическая характеристика согласных Согласные звуки Тренировка универсальных способов запоминания Умение действовать по инструкции
Математика Состав чисел Компоненты действий
17-18 2 ч. Русский язык Лексическое значение слова Родственные слова Название чисел до 100 Тренировка способности концентрировать внимание, мышление Умение оценивать свою работу
Математика Счет десятками и единицами
19-20 2 ч. Русский язык Слово и предложение Слово Предложение Образование названий чисел до 20 Способность мыслить последовательно Умение выделять главную мысль
Математика Запись двузначных чисел
21-22 2 ч. Русский язык Что такое речь? Звук, речь, язык Компоненты действий Развитие воображения Умение работать по памятке
Математика Дополнение числа до 10
23-24 2 ч. Русский язык Слог и ударение Ударный звук Условие и вопрос Способность мылить аналитически Умение работать алгоритмом
Математика Решаем задачи
25-26 2 ч. Русский язык Шипящие звуки Глухие непарные Данное и искомое Способы тренировки кратковременной памяти Умение высказывать свою мысль монологически
Математика Решаем задачи
27-28 2 ч. Русский язык Твердые и мягкие согласные звуки Гласные после твердых Гласные после мягких Компоненты действий Способность переключать внимание Умение работать с текстом учебного задания
Математика Сложение и вычитание до 20
29-30 2 ч. Русский язык Составляем рассказ по серии картинок Главная мысль и тема текста Способность фантазировать Умение излагать текст
Математика Составляем текст математического содержания


Курс углубленного изучения
Русского языка
«Детское речевое творчество


Основные цели курса
Предполагаемый результат может быть представлен в виде схемы:




Группу детей, изучающих данный курс, мы предлагаем комплектовать из учеников уровня А, Б, B, имеющих склонности к предмету и выражающих желание заниматься.

Календарно-тематическое планирование занятий / 1 класс /
часы тема занятия формирование понятийного аппарата работа над развитием психических процессов работа над формированием интеллектуальных ОУУН
1 1 ч. Слово устное и письменное Речь устная и письменная Способность удерживать в поле внимания один объект Умение вести учебный диалог
2 1 ч. Язык – самое удивительное, что есть на свете Язык – средство общения Язык – средство передачи информации Творческие способности /фантазирование/ Умение устанавливать связи между предметами
3 1 ч. Что такое фонетика и что такое графика Буква звук Логическое мышление /установление аналогий/ Умение анализировать
4-5 2 ч. Что такое лексика Лексическое значение слова Творческие способности /воображение/ Умение разграничивать существенные и несущественные признаки
6 1 ч. Из каких частей состоит слово Части слова /корень, приставка/ Способность переключать внимание Умение сравнивать предметы по заданному признаку
7-8 2 ч. Что такое корень слова Корень, Однокоренные слова Логическое мышление /способность обобщать/ Умение классифицировать по заданному признаку
9 1 ч. Знаки препинания Значение знаков: точка, запятая, восклицательный и вопросительный знаки Способность переключать мышление Умение изучать свойства предмета
10-11 2 ч. Текст и его структура Структура текста: вступление, основная часть, заключение Способность запоминать и удерживать в памяти Умение находить предмет с заданными свойствами
12 1 ч. Как появились имена и фамилии Образование слова Кратковременная память /способность запоминать до 10 предметов/ Умение фиксировать существенные признаки
13-14 2 ч. Слова – друзья и враги Синонимы и антонимы Способность анализировать Умение пользоваться категориями противоположности
15 1 ч. Заключительно занятие Тема и главная мысль Способность мыслить последовательно Умение письменно излагать текст


Курс углубленного изучения математики «Логика и смекалка»

Основные цели курса Группу детей, посещающих курс, мы предлагаем так же комплектовать из учеников, имеющих склонности в этой области и желающих заниматься.

Календарно-тематическое планирование занятий / 1 класс /
часы тема занятия формирование понятийного аппарата работа над развитием психических процессов работа над формированием интеллектуальных ОУУН
1 1 ч. Задачи, не требующие арифметического решения   Тренировка универсальных свойств памяти Умение доказывать через тезисы и аргументы
2-3 2 ч. Задачи на сравнение Понятия «больше-меньше», «дальше-ближе», «выше-ниже». Способность удерживать в поле зрения несколько предметов Умение устанавливать сходства и различия по разным аспектам
4 1 ч. Усложненные задачи на сравнение Понятия «старше-младше», «дороже-дешевле». Способность мыслить последовательно Уметь выполнять сравнение по аналогии
5 1 ч. Задачи на взвешивание Понятия «тяжелее-легче» Развитие зрительной памяти / способность запоминать до 10 объектов / Уметь доказывать методом исключения
6-7 2 ч. Комбинаторные задачи Термин «последовательность» Развитие творческих способностей Умение осуществлять классификацию
8 1 ч. Истинные и ложные высказывания Понятия «высказывание истинное» и «высказывание ложное» Развитие слуховой памяти / способность запоминать до 10 объектов / Умение доказывать «от противного»
9 1 ч. Упражнения со спичками Понятие «справа», «слева» Способность переключать внимание Умение осуществлять количественное описание
10 1 ч. Задачи на разрезание геометрических фигур   Развитие пространственного восприятия Умение определять отношения между предметами
11-12 2 ч. Комбинаторные геометрические задачи   Развитие творческих способ¬ностей /фантазирование/ Умение определять отношения между предметами
13 1 ч. Заключительное занятия «Геометрические фигуры»   Развитие воображения Умение определять причинно-следственные отношения


В заключении хотим отметить, что педагогическая позиция предлагаемых курсов строится следующим образом:
Для достижения максимальной эффективности занятий мы предлагаем использовать сле¬дующие педагогические средства:


 

Hosted by uCoz