Банк данных положительного
педагогического опыта МОУ «ЦО №8»
Применение блочно-модульной технологии на уроках химии
|
Карсакова Елена Геннадьевна, учитель начальных классов первой квалификационной категории. |
- Методическое обоснование и тематическая разработка курсов групповых занятий:
- интегрированный курс «Преодоление учебных трудностей»;
- курс углубленного изучения русского языка «Детское речевое творчество»;
- курс углубленного изучения математики «Логика и смекалка».
- Комплексный подход при формировании групп для индивидуальных занятий:
- уровень усвоения программного материала;
- уровень развития психических процессов;
- уровень сформированности ОУУН;
- освоенные способы учебной деятельности;
- проявления индивидуальных склонностей и способностей.
- Практическая значимость каждого курса заключается в следующем:
- содействие интеллектуальному и творческому развитию через свободное детское творчество;
- эмоциональное развитие через воспитание уверенности в себе, в своих силах, через желание работать самостоятельно;
- повышение уровня общей образованности через целенаправленное развитие системно-диалектического мышления;
- развитие памяти, внимания, мышления, процессов самоконтроля и саморегуляции через систему соответствующих упражнений;
- формирование «умения учиться», т. е. обучение универсальным способам получения и применения знаний, иначе говоря, формирование ОУУН
Курсы индивидуальных и групповых занятий
В педагогической деятельности каждого учителя возникают проблемы, вызванные индивидуальными особенностями детей класса. Для решения этих проблем учителя часто используют индивидуальный и дифференцированный подход, групповые формы работы. Мы предлагаем использовать одну из наиболее успешных форму работы, позволяющую максимально раскрыть способности каждого ребенка – групповая работа по курсам углубленного изучения предмета и интегрированному курсу преодоления учебных трудностей.
25-30 учеников, собранные вместе повозрастному принципу не могут равномерно продвигаться вперед с одинаковой степенью успешности. Выделение двух традиционных групп – «сильных» и «слабых» учащихся и традиционные формы работы с ними – дополнительные занятия, состоящие из повторения разъяснения – часто бывают малоэффективны.
Мы предлагаем применить комплексный подход в оценке личностных способностей ребенка и, руководствуясь результатами такого похода, формировать группы учащихся со схожими склонностями и способностями или же, напротив, испытывающие одинаковые трудности. Такой подход возможен только в случае серьезного, полноценного участия родителей и постоянного, ежедневного сотрудничества с психологической службой. Роль психолога не сводится к формальному тестированию в начале и конце учебного года, психолог постоянно наблюдает детей, консультирует педагога и родителей. Участие родителей так же необходимо, поскольку без их подлинной заинтересованности невозможно достичь значительных успехов. Именно родители могут и должны оценить способности и склонности ребенка, проявляемые вне школы. Такой комплексный подход может быть отражен в схеме:
|
Уровень овладения
ОУУН
Наблюдения учителя
|   | Результаты
ГИТ
Тестирование психологом
|
  | РЕБЕНОК |   |
Уровень сформированности
ЗУН
Результаты контрольных
работ
|   | Склонности и способности
Анкетирование родителей
|
  |
Особенности характера, темперамента, типа мышления и др.
Наблюдения
родителей, психолога, учителей
|   |
|
По результатам такого комплексного подхода мы предлагаем один из способов комплектования групп для индивидуальных занятий.
|
Уровень А -
|
группа успешно обучающихся детей
(легко справляются с заданиями контрольных работ; способ деятельности – творческий, способны к радикальным и новаторским решениям; освоили ОУУН; уровень развития психических процессов – в норме и выше; большая часть способностей – универсальная, т. е. дети проявляют себя в разных областях)
Таких детей в классе обычно немного – 1-3 ученика.
|
Уровень Б -
|
группа стабильно обучающихся детей
(дети выполняют задания контрольных работ на 4 и5 способ деятельности - частично-поисковый: дети интерпретируют знания, применяют ЗУН в частично измененной ситуации; освоили большую часть ОУУН, соответствующих возрасту; уровень развития психических процессов в норме; часто проявляют склонности в одной области)
Эти дети составляют «золотую» середину класса.
|
Уровень В -
|
резервная группа
(дети выполняют задания контрольных работ на 4, иногда ниже, иногда выше; ОУУН находятся на стадии формирования; развитие большинства психических процессов – в норме; способ деятельности – репродуктивный
(запоминает, объясняет) и частично-поисковый (воспроизводит материал в частично-измененной ситуации)
Дети этой группы часто испытывают трудности с одним предметом
|
Уровень Г -
|
группа детей с проблемами в обучении
(дети часто выполняют контрольные работы на 3; большая часть ОУУН формируются, некоторые несформированы; уровень развития психических процессов – в норме или ниже нормы; способ деятельности - репродуктивный (запоминает, воспроизводит, частично интерпретирует, объясняет)
|
Уровень Д -
|
дети, отстающие в обучении
(слабо справляются заданиями контрольных работ; ОУУН несформированы; развитие психических процессов – ниже нормы; способ деятельности - репродуктивный (запоминает, воспроизводит по образцу)
Такие дети требуют постоянной педагогической поддержки.
|
|
Предлагаемый подход может быть представлен в виде таблицы:
|
уровень
|
Уровень
усвоения
программного
материала
результаты
контрольных
работ
|
уровень
развития
психических
процессов
результаты
тестирования
|
уровень
сформировнности
ОУУН
|
Способ
деятельности
|
проявление
склонностей,
способностей
|
 
|
100-90 %
( 5 или 4)
|
норма
и
выше
|
сформированы
|
системный
|
универсальные
|
 
|
90-80 %
( 4 или 5)
|
норма
|
в большинстве
сформированы
|
частично-
поисковый
|
одна
область
|
 
|
80-70 %
( 4)
|
норма
|
частично
сформированы
|
репродуктивный, иногда частично-поисковый
|
один
предмет
|
 
|
70-60 %
( 4 или 3)
|
норма или
незначительно
ниже
|
на стадии
формирования
|
репродуктивный
|
узко
направленные
|
 
|
60-50 %
( 3 или 2)
|
ниже
нормы
|
не
сформированы
|
репродуктивный
|
не связаны с
интеллектуальной
деятельностью
|
|
Совершенно очевидно, что каждая из этих групп требует особого подхода в обучении:
Уровень А – задания повышенной сложности, требующие нестандартного решения.
Уровень Б – расширение диапазона знаний.
(Эти две группы ведут работу с материалом большей сложности, требующим умения применять знания в незнакомой ситуации и умения творчески подходить к решению учебных задач.)
Уровень В – коррекция знаний по определенному направлению (область, предмет, тема).
(Эта группа учащихся должна привлекаться к выполнению творческих заданий, но с определенной долей помощи со стороны учителя или сильных учеников)
Уровень Г – формирование ОУУН, развитие психических процессов.
Уровень Д – комплексная коррекционная деятельность учителя, психолога, возможно, врача.
(Последние группы учащихся требуют точного ограничения учебной задачи, большего количества тренировочных работ, дополнительных разъяснений).
В силу того, что любой класс неоднороден по своему составу, учителю сложно найти подход к каждому ученику. Мы предлагаем ввести групповую форму обучения в рамках курсов индивидуальной работы по двум направлениям: углубленное изучение предмета и коррекционная работа.
|
 |
Каждый из указанных курсов призван решить следующие задачи:
- Содействие интеллектуальному и творческому развитию через свободное детское творчество
- Эмоциональное развитие через воспитание уверенности в себе, в своих силах, через желание работать самостоятельно.
- Повышение уровня общей образованности через целенаправленное развитие системно-диалектического мышления.
- Развитие памяти, внимания, мышления, процессов самоконтроля и саморегуляции через систему соответствующих упражнений.
- Формирование «умения учиться», т. е. обучение универсальным способам получе¬ния и применения знаний, иначе говоря, формирование ОУУН
|
Курс коррекции программного материала по русскому языку и математике
«Преодоление учебных трудностей
Основой данного курса стали работы:
- «Как помочь слабоуспевающему школьнику», Н. П. Локалова / Москва, «Альфа» 1993 г.
- «Как преодолеть трудности в обучении», А. Ф. Ануфриев, С. Н. Костромина / Москва, «Ось-89», 1997 г.
Предлагаемый курс интегрированный и направлен на преодоление затруднений в усвоении программного материала по русскому языку и математике. Мы рекомендуем посещать данные занятия детям уровня Д, Г и уровня В если в этом есть необходимость. В целом, группы детей посещающих курс подвижны и комплектуются на каждое занятие в зависимости от диагностик, тестирования, результатов контрольных работ, наблюдений на уроках, возможностей ребенка и пожеланий родителей.
Основной целью данного курса является формирование желания и умения учиться самостоятельно. Для осуществления столь серьезной цели мы предлагаем рассмотреть курс с трех позиций:
|
 |
Учебные задачи курса
Поскольку данный курс направлен на ликвидацию существующих пробелов в усвоении учебного материала, то для решения собственно учебных задач мы предлагаем руководствоваться программными требованиями по предмету:
- Выделить наиболее сложные, проблематичные темы и разделы для дополнительного разъяснения.
- Создать систему тренировочных заданий, требующих работы по памяткам, алгоритмам, опорным схемам.
- Формировать словарь основных понятий и терминов.
Психологический аспект в реализации курса
Психологические причины, вызывающие отставание в обучении, многообразны и находятся в сложной взаимосвязи. Необходимо учитывать, что в основе одной и той же трудности в учебной работе могут лежать различные психологические причины, а в основе разных трудностей - одна и та же причина. Основные проявления трудностей, которые испытывают школьники при их обучении и их психологические причины систематизированы Н. П. Локаловой следующим образом:
- Нарушение чтения, письма и счетных операций, связанные с нарушением или несформированностью зрительно-двигательных координаций, пространственных представлений и ассоциативных связей
- Нарушение письма и чтения, связанные с недостаточным развитием процессов звуко-буквенного анализа и фонетико-фонематического восприятия
- Нарушения, связанные с недостаточным развитием познавательных и психических процессов
Формирование базовых ОУУН
Одной из основных задач данного курса мы считаем формирование таких умений, навыков и способов деятельности, которые ребенок применит в столь разных областях знаний как математика и русский язык. По этой причине мы предлагаем вести этот курс интегрировано: знания, которые дети получат на одном занятии, применены на другом, но в совершенно иной области.
Итак, данный курс призван формировать следующие ОУУН:
- Вырабатывать умение видеть учебную задачу, анализировать ее, планировать ход решения, проводить проверку, исправлять ошибки, оценивать результаты работы.
- Формировать процессы саморегуляции: владеть основными видами самоконтроля, осуществлять самоанализ деятельности.
- Работать над развитием общеречевых умений: слушать учителя и товарищей, оценивать услышанное, отвечать на вопросы, комментировать и пояснять свои действия, давать связанный ответ по заданной теме.
|
№
|
часы
|
предмет
|
тема занятия
|
формирование
понятийного
аппарата
|
работа над развитием
психических
процессов
|
формирование
базовых ОУУН
|
1-2
|
2 ч.
|
Русский язык
|
Учимся строить предложение
|
Слово
Предложение
Нумерация чисел до 100
|
Способность запоминать ряд связанных между собой объектов
|
Умение четко и точно передавать мысль
|
Математика
|
Счет прямой и обратный
|
5-6
|
2 ч.
|
Русский язык
|
Учимся описывать предмет
|
Названия геометрических фигур, тел
|
Способность быстро переключать внимание
|
Умение выражать мысль сжато
|
Математика
|
Геометрические фигуры
|
7-8
|
2 ч.
|
Русский язык
|
Какими словами можно передать цвет
|
Названия цветов
|
Способность быстро удерживать внимание на одном объекте
|
Умение выражать мысль сжато
Умение находить и исправлять ошибки
|
Математика
|
Форма, цвет, размер
|
9-10
|
2 ч.
|
Русский язык
|
Слова друзья и враги
|
Категории противоположности
|
Способы тренировки зрительной памяти
|
Умение пользоваться схемой
|
Математика
|
Отношения «больше» и «меньше»
|
11-12
|
2 ч.
|
Русский язык
|
Звуки и буквы
|
Звуки речевые и неречевые
«больше-меньше»
«равно-неравно»
|
Способы тренировки слуховой памяти
|
Умение сравнивать свою работу с образцом
|
Математика
|
Сравнение геометрических фигур
|
13-14
|
2 ч.
|
Русский язык
|
Фонетическая характеристика гласных
|
Гласные звуки
«больше на…»
«меньше на…»
|
Умение устанавливать взаимосвязи
|
Умение пользоваться опорными словами
|
Математика
|
Разностное сравнение чисел
|
15-16
|
2 ч.
|
Русский язык
|
Фонетическая характеристика согласных
|
Согласные звуки
|
Тренировка универсальных способов запоминания
|
Умение действовать по инструкции
|
Математика
|
Состав чисел
|
Компоненты действий
|
17-18
|
2 ч.
|
Русский язык
|
Лексическое значение слова
|
Родственные слова
Название чисел до 100
|
Тренировка способности концентрировать внимание, мышление
|
Умение оценивать свою работу
|
Математика
|
Счет десятками и единицами
|
19-20
|
2 ч.
|
Русский язык
|
Слово и предложение
|
Слово
Предложение
Образование названий чисел до 20
|
Способность мыслить последовательно
|
Умение выделять главную мысль
|
Математика
|
Запись двузначных чисел
|
21-22
|
2 ч.
|
Русский язык
|
Что такое речь?
|
Звук, речь, язык
Компоненты действий
|
Развитие воображения
|
Умение работать по памятке
|
Математика
|
Дополнение числа до 10
|
23-24
|
2 ч.
|
Русский язык
|
Слог и ударение
|
Ударный звук
Условие и вопрос
|
Способность мылить аналитически
|
Умение работать алгоритмом
|
Математика
|
Решаем задачи
|
25-26
|
2 ч.
|
Русский язык
|
Шипящие звуки
|
Глухие непарные
Данное и искомое
|
Способы тренировки кратковременной памяти
|
Умение высказывать свою мысль монологически
|
Математика
|
Решаем задачи
|
27-28
|
2 ч.
|
Русский язык
|
Твердые и мягкие согласные звуки
|
Гласные после твердых
Гласные после мягких
Компоненты действий
|
Способность переключать внимание
|
Умение работать с текстом учебного задания
|
Математика
|
Сложение и вычитание до 20
|
29-30
|
2 ч.
|
Русский язык
|
Составляем рассказ по серии картинок
|
Главная мысль и тема текста
|
Способность фантазировать
|
Умение излагать текст
|
Математика
|
Составляем текст математического содержания
|
|
Курс углубленного изучения
Русского языка
«Детское речевое творчество
Основные цели курса
- Содействовать интеллектуальному, нравственному и эстетическому развитию че¬рез языковое мышление, речевую культуру, детское творчество.
- Разбудить в детях речевую чуткость, речевую интуицию.
- Прививать интерес к русскому языку как предмету изучения
- Пробудить интерес к самостоятельной творческой работе, формировать стремление к сочинительству.
- Углубить изучение программного материала, придать ему системный характер.
- Формировать учебно-интеллектуальные умения и навык
Предполагаемый результат может быть представлен в виде схемы:
|
 |
Группу детей, изучающих данный курс, мы предлагаем комплектовать из учеников уровня А, Б, B, имеющих склонности к предмету и выражающих желание заниматься.
Календарно-тематическое планирование занятий / 1 класс /
|
№
|
часы
|
тема
занятия
|
формирование
понятийного
аппарата
|
работа над
развитием
психических
процессов
|
работа над
формированием
интеллектуальных
ОУУН
|
1
|
1 ч.
|
Слово устное и письменное
|
Речь устная и письменная
|
Способность удерживать в поле внимания один объект
|
Умение вести учебный диалог
|
2
|
1 ч.
|
Язык – самое удивительное, что есть на свете
|
Язык – средство общения
Язык – средство передачи информации
|
Творческие способности
/фантазирование/
|
Умение устанавливать связи между предметами
|
3
|
1 ч.
|
Что такое фонетика и что такое графика
|
Буква
звук
|
Логическое мышление
/установление аналогий/
|
Умение анализировать
|
4-5
|
2 ч.
|
Что такое лексика
|
Лексическое значение слова
|
Творческие способности
/воображение/
|
Умение разграничивать существенные и несущественные признаки
|
6
|
1 ч.
|
Из каких частей состоит слово
|
Части слова
/корень, приставка/
|
Способность переключать внимание
|
Умение сравнивать предметы по заданному признаку
|
7-8
|
2 ч.
|
Что такое корень слова
|
Корень,
Однокоренные слова
|
Логическое мышление
/способность обобщать/
|
Умение классифицировать по заданному признаку
|
9
|
1 ч.
|
Знаки препинания
|
Значение знаков: точка, запятая, восклицательный и вопросительный знаки
|
Способность переключать мышление
|
Умение изучать свойства предмета
|
10-11
|
2 ч.
|
Текст и его структура
|
Структура текста: вступление, основная часть, заключение
|
Способность запоминать и удерживать в памяти
|
Умение находить предмет с заданными свойствами
|
12
|
1 ч.
|
Как появились имена и фамилии
|
Образование слова
|
Кратковременная память
/способность запоминать до 10 предметов/
|
Умение фиксировать существенные признаки
|
13-14
|
2 ч.
|
Слова – друзья и враги
|
Синонимы и
антонимы
|
Способность анализировать
|
Умение пользоваться категориями противоположности
|
15
|
1 ч.
|
Заключительно занятие
|
Тема и главная мысль
|
Способность мыслить последовательно
|
Умение письменно излагать текст
|
|
Курс углубленного изучения математики
«Логика и смекалка»
Основные цели курса
- Содействие интеллектуальному и творческому развитию через совершенствование математического мышления.
- Эмоциональное развитие, развитие чувства уверенности в себе, в своих силах.
- Формирование прочных вычислительных навыков в тесной взаимосвязи с развитием математического мышления.
- Развитие умения работать самостоятельно, проявлять творческую инициативу.
- Углубление изучения программного материала, придание ему системного характера.
Группу детей, посещающих курс, мы предлагаем так же комплектовать из учеников, имеющих склонности в этой области и желающих заниматься.
Календарно-тематическое планирование занятий / 1 класс /
|
№
|
часы
|
тема
занятия
|
формирование
понятийного
аппарата
|
работа над
развитием
психических
процессов
|
работа над
формированием
интеллектуальных
ОУУН
|
1
|
1 ч.
|
Задачи, не требующие арифметического решения
|
 
|
Тренировка универсальных свойств памяти
|
Умение доказывать через тезисы и аргументы
|
2-3
|
2 ч.
|
Задачи на сравнение
|
Понятия «больше-меньше»,
«дальше-ближе», «выше-ниже».
|
Способность удерживать в поле зрения несколько предметов
|
Умение устанавливать сходства и различия по разным аспектам
|
4
|
1 ч.
|
Усложненные задачи на сравнение
|
Понятия «старше-младше», «дороже-дешевле».
|
Способность мыслить последовательно
|
Уметь выполнять сравнение по аналогии
|
5
|
1 ч.
|
Задачи на взвешивание
|
Понятия «тяжелее-легче»
|
Развитие зрительной памяти
/ способность запоминать до 10 объектов /
|
Уметь доказывать методом исключения
|
6-7
|
2 ч.
|
Комбинаторные задачи
|
Термин «последовательность»
|
Развитие творческих способностей
|
Умение осуществлять классификацию
|
8
|
1 ч.
|
Истинные и ложные высказывания
|
Понятия «высказывание истинное» и «высказывание ложное»
|
Развитие слуховой памяти
/ способность запоминать до 10 объектов /
|
Умение доказывать «от противного»
|
9
|
1 ч.
|
Упражнения со спичками
|
Понятие «справа», «слева»
|
Способность переключать внимание
|
Умение осуществлять количественное описание
|
10
|
1 ч.
|
Задачи на разрезание геометрических фигур
|
 
|
Развитие пространственного
восприятия
|
Умение определять отношения между предметами
|
11-12
|
2 ч.
|
Комбинаторные геометрические задачи
|
 
|
Развитие творческих способ¬ностей /фантазирование/
|
Умение определять отношения между предметами
|
13
|
1 ч.
|
Заключительное занятия
«Геометрические фигуры»
|
 
|
Развитие воображения
|
Умение определять причинно-следственные
отношения
|
|
В заключении хотим отметить, что педагогическая позиция предлагаемых курсов строится следующим образом:
- Сотрудничество, содружество, сотворчество.
- Эмоциональное сопереживание.
- Педагогический комфорт.
- Сознательно-коммуникативный подход.
Для достижения максимальной эффективности занятий мы предлагаем использовать сле¬дующие педагогические средства:
|
 |