На современном этапе своего развития общество столкнулось с рядом важных проблем стратегического характера требующих безотлагательных действий. Главнейшими проблемами стоящими сейчас перед человечеством являются: оздоровление экологической ситуации в масштабе всей планеты и отдельных ее частей – районов экологического бедствия; воспитание полноценного подрастающего поколения здорового физически и морально. Важнейшую роль в решении этих проблем, формировании общественного сознания и экологической культуры принадлежит естественно-научным дисциплинам. В последние годы система школьного образования претерпела существенные преобразования. Большой популярностью стали пользоваться предметы, направленные на подготовку к экономическому, юридическому и лингвистическому профилям. Организация школы естественно-научной направленности для учащихся 5-11 классов явилась следствием этих изменений.
Главные цели программы:
- Развитие целостного мировоззрения на основе научных комплексных концентрированных знаний об окружающем нас мире.
- Формирование комплексных глубоких знаний по биологии и химии и умения применить их в практической деятельности.
- Помощь в профессиональной ориентации выпускников средней школы и привитие им способности использовать экологические знания в своей дальнейшей профессиональной деятельности не зависимо от их специальности.
Программа включает в себя следующие принципы:
- насыщение программы материалами краеведческого и экологического характера
- направленность программы на здоровьеохранную деятельность и гуманизацию обучения
- неразрывность связи жизни любого живого существа с определенной экологической обстановкой, формирующейся в конкретных условиях природного сообщества
- уникальность любого вида и неповторимости утраты для сообщества и биосферы в целом
роли человека в биосфере Земли
Учебные цели
- усвоение основных представлений об определенных закономерностях зарождения и развития жизни;
- формирование представлений об эволюции, как отдельных компонентов, так и всей биосферы Земли;
- усвоение концепции уровней организации живой материи и их интеграции;
- развитие представлений о биофизических и биохимический основах жизни;
- усвоение основных законов наследственности;
- понимание направлений практического использования организмов в интересах человека.
Воспитательные цели
- воспитание гуманного отношения ко всему живому;
- развитие ответственности за будущее планеты;
- воспитание бережного отношения к человеку и его здоровью;
- формирование бережного отношения к семье как ячейке общества, в котором реализуется генетическое и духовное родство, формируется менталитет человека;
- воспитание уважения к учителю, школе и обществу как среде формирующей личность человека.
Развивающие цели
- формирование научного взгляда на жизнь;
- становление собственных концепций основных направлений возникновения, эволюции и функционирования живых систем.
Главный критерий результативности работы данной программы – это устойчивый интерес и устойчивая учебная мотивация при движение одного и того же ребенка от курса к курсу естественно-научной школы.
Логика подачи материала представлена следующими друг за другом программами трех модулей :
1 модуль «Школа раннего интеллектуального развития» 5-8 кл.,
2 модуль «Предпрофильная школа» 9 кл.
3 модуль «Профильная школа» 10-11 кл.
Это позволяет учащемуся понять материальность окружающего мира:
- установить единство законов живой и неживой природы
- продемонстрировать взаимосвязь законов природы
- помочь понять сложные взаимосвязи живой природы с человеком.
Каждый модуль состоит из определенного числа элективных курсов, которые подобраны в соответствии с поставленными целями.
Продолжительность курсов различна: от 10 часов до 34 часов в год.
Данные курсы обеспечены многочисленными учебными и вспомогательными материалами, имеющимися в школьной библиотеке.
В ходе работы по данной программе учащиеся имеют возможность работать в лабораториях Ангарской государственной технологической академии, Иркутского Государственного университета, Института биофизики, в летнем экологическом лагере поселка Большое Голоустное на берегу Байкала.
Во время учебы в естественно-научной школе учащиеся овладевают навыками научно-исследовательской деятельности, готовя работы на научно - практические конференции различного уровня.
Данная программа предусматривает большую долю самостоятельности учащихся при подготовке школьных экологических праздников, создании экологических плакатов, в проектной деятельности.
Педагогами проводится корректировка программ с учетом особенностей детей. Это позволяет индивидуально подойти к каждому учащемуся, уберечь от перегрузки занятиями, выстроить индивидуальный план работы с детьми, развивать коммуникативные способности (через подготовку к праздникам и т.п.).
Большое внимание уделяется созданию социальной среды взаимодействия детей, где в атмосфере взаимотворчества ребят разного возраста (5-11 классы) проявляется специфическая атмосфера детского сотрудничества и взаимопонимания. Педагоги, работающие с детьми школы, также гармонично вписываются в эту среду, являются друзьями и помощниками детей, способствуя развитию и взрослению личности, формируя мировоззрение, целостную картину мира и реализуя концепцию «через духовность к наукам и профессиональному самоопределению».
Виды контроля
Оценка знаний учащихся предусмотрена путем фронтального опроса; в виде письменных контрольных и самостоятельных работ; путем тестирования по карточкам, оценкой предложенных задач, выполнения проектов.
Особое внимание придается зачетной системе оценки знаний учащихся приближенной к требованиям Высшей школы и вырабатывающей у учащихся ответственное отношение к итогам учебной деятельности.
Результаты работы школы не только в выборе будущей профессии согласно профилю, но и воспитание ответственности каждого человека, как члена общества, за вредные воздействия на окружающую среду, воспитание индивидуальной экологической культуры эрудированного человека во взаимоотношениях с природой, формирование зрелого мировоззрения.
Критерии оценки деятельности учащихся
- рост уровня творческих и научно- исследовательских работ, как учащихся, так и учителей
- рейтинговая оценка активности участия школьников в различных мероприятиях природоохранного и здоровьеохранного направления
- формирование системы школьных традиций по данному направлению
- мониторинг физического развития учащихся и оценка тенденций
|